Данная тема совсем не нова и на просторах сети можно встретить множество постов, дискуссий и новостей. Но сегодня мы поговорим о трех базисах, так называемых китах, на которых и держится комфортабельность сайтов. Что собой представляет Вселенная юзабилити? Рассмотрим главные принципы, без которых юзабилити просто красивое слово.
Каждый ресурс или приложение для мобильного устройства проходят так называемый «экзамен» - cost-benefit. Это тестирование, которое показывает, сколько выгоды от использования ним превышают затраты посетителя. Слово затраты в данном контексте употребляется в значении умственных и физических усилий. Приведем пример: есть интернет-магазин с убогим допотопным оформлением, нога и рука дизайнера на котором ступала еще в прошлом веке. Сайт магазина до невозможности неудобный, но тем не менее он продает популярный товар – телефоны. Приемлемая стоимость, оперативная (а главное – бесплатная) доставка, разнообразные бонусы и подарки, так или иначе перевешивают все сложности работы с ресурсом. А если не каждый сайт предлагает такую супер-компенсацию? Как быть, если удивлять клиента нечем? Если Ваш сайт мягко говоря неудобный для посетителя, скорее всего Вы его сразу же потеряете. Человек просто-напросто снова обратится к вездесущему Гуглу, который и предложит более удобный вариант, а такой найдется, поверьте. Понятный сайт куда приятнее, даже если на нем продают шерстяные носки. А вот сайт, который покупатели покидают, имеют отрицательное значение cost-benefit, это значит, что затраты превышают выгоды. Чтобы избежать таких неприятных моментов регулярно работайте над юзабилити сайта, чтобы свести усилия посетителя к минимуму. В этом Вам помогут следующие «киты» - постулаты.
Разборчивость
Является основой основ для юзабилити контента. Задумайтесь: видят ли, различают ли посетители Вашего сайта все, что находится на нем? Для начала продумайте, как можно предоставить людям возможность увеличивать шрифт (некоторые сайты оснащены знаками А+ и А-). Фоновая заливка должна быть гладкой и легко воспринимаемой человеком. Никаких текстур и тем более низко контрастных оттенков. Текст оформляйте простым доступным шрифтом без королевских изысков. Но даже четкое соблюдение вышеизложенных правил не дает полной стопроцентной гарантии, что Вашим посетителям удобно работать с ресурсом. Не игнорируйте дополнительные тестирования на посетителях с разных устройств, браузеров и операционных систем.
Читабельность
Совершенно все до одного текстовые компоненты, заголовки, описания, списки просто обязаны быть читабельными, то есть легко и без проблем восприниматься посетителем, при этом передавая суть ресурса. Не стоит надеяться, что человек, зайдя на Ваш сайт станет вчитываться в каждую букву и искать скрытый в подтексте смысл. Нет, люди не будут тратить на это свое ценное время. Статистика гласит: среднестатистический пользователь прочитывает не больше 30% текста на веб-странице. Именно в эти проценты и должна уложиться вся суть и базовая информация. Уделяйте обязательное внимание структуре текстового наполнения: разбивайте статьи на абзацы, добавляйте подзаголовки, маркированные списки. Синтаксис также не стоит перегружать сложными конструкциями. С помощью аналитики проверяйте, как ведут себя посетители на переполненных текстом страницах и сравните показатели отказов. На основе наблюдений делайте выводы о необходимых нововведениях.
Понятность
Если пользователю все ясно и понятно, если сайт донес всю необходимую информацию, значит Вы – владелец вполне успешного ресурса. Именно от понятности материала и оформления сайта зависит львиная доля эффективности бизнеса в сети. Придерживайтесь принципа «краткость-сестра таланта», он здесь уместен. Если без терминологии не обойтись, изъясняйтесь простым народным языком, чтобы не пришлось тянуться к словарю. Старайтесь подавать материал от общего к конкретному, используйте формат перевернутой пирамиды. Чтобы проверить, насколько сайт понятен, обратитесь к простым юзабилити тестам, в которых посетителю нужно выполнить несложные задания на сайте. Не забывайте контролировать Completion Rate (коэффициент успешного выполнения), на основании полученных данных делайте выводы.
В заключение
Итак, перед Вами три кита, на которых, собственно, и держится вся система юзабилити. На этих трех принципах все не заканчивается, но все же, они преобладают. Не забывайте периодически проверять свой сайт на соответствие данным параметрам. Эффективный сайт, который продает, хоть и приносит высокую прибыль, но всегда требует стараний по улучшению.
Написать комментарий